Мой Реховот (ISSN 1817-101X)

Что, где, когда. По секрету всему свету. Городской Журнал обо всем чем хочется поделиться и услышать совет.

!Опубликуй свою новость без купюр и редактуры, Подробнее... Билеты в театр онлайн за наличные у нас!
Дом | Портал Реховот.org | Архив | Доска Реховота | Доска Израиля | Жилье | Реклама | Гастроном | Цветы | Авторынок | БизСправка | Форум | Биржа труда | Культ.жизнь | Любовь | Одноклассники | Ветеран | Дети | ТВ | Спорт | Афиша-Касса | Книга Памяти
_ _Press go button to proceed with your subscription request          Это ссылка на домашнюю страницу МойРеховот на Русском языке  Это ссылка на домашнюю страницу МойРеховот на Иврите  Это ссылка на домашнюю страницу МойРеховот на Английском языке  Устали от первого русского израильского радио? Хотите аутентичный русский российский радио контент. Жмите здесь, выберайте волну, и слушайте на здоровье!  Устали от израильского 9ого канала ТВ Израиль+? Но Вы не подписаны на Yes или Hot. Не беда! Жмите здесь, и выбирайте какнал русского ТВ вещания! Смотрите на здоровье!
Посетите Google Scholar, новый раздел для поиска учебной литературы _
Отличный новый Дом хлеба в Реховоте – рядом с почтой на улице Герцль
Радио Юность Россия. Слушайте радио Вашей Юности. Включите его своим детям. Жмите на логотип этой волны, Мой Реховот никуда не денетсяРусское Радио Прямой Эфир - Жми здесь и наслаждайся!Радио России онлайн вещание. Здесь и сейчас!Скажите, что Вы его не помните. Послушайте Радио Вашего детства! Одни позывные чего стоят! Жмите на логотип МаякаРадио Максимум. Интересные программы для думающих и отдыхающих людейХит FM - Московское радио в Вашем Израильском офисе, доме. Легко!Не забыли такой бренд? Первое стерео УКВ радио волну популярной музыки умирающего совка? Слушайте сейчас, не выходя с сайта Мой Реховот!Хорошее российское радио. Музыка, новости, аналитика. Здесь и сейчас!Первое автомобильное радио: Дискотека 80-х, Хитпарад авторадио, Мурзилки Int., и многое другое. Здесь Интересно!

пятница, марта 09, 2007

Недописанная Книга Реховотского Мастера

В Реховоте в возрасте 94 лет умерла Кция Павловна Ратнер. Осталась недописанной книга, над которой работала старая женщина - семейные хроники в четырех главах, названных по местам обитания ее большого, щедро одаренного еврейского рода: "Вильно", "Берлин", "Москва", "Эрец-Исраэль". Смерть в декабре, на исходе века остановила этот труд на середине московского периода. И вряд ли кто-нибудь сумеет его завершить. Не только потому, что Кция Ратнер писала на родном для нее идиш. Главное - повествование, в котором отражалась сама история столетия, велось от первого лица...

Раскрываю журнал "Алеф" за март 1985 года, который хранится у Юдифи Ратнер, старшей дочери Кции Павловны. Статье "Мои встречи с Корнеем Чуковским" предпослано предисловие редакции: "Этот очерк пришел к нам "с той стороны". Автор его живет в Москве и находится в многолетнем отказе. Поэтому редакция не сочла возможным опубликовать его имя". Тем автором была Юля (Юдифь) Ратнер. С Чуковскими она познакомилась, выполняя поручение своей тетки Рахили Марголиной, педагога и переводчика с иврита, жившей с 1963 года в Израиле. Ко времени выхода статьи в "Алефе" Рахили Павловны не было в живых - она погибла в уличной катастрофе. Но уже жила в Израиле и боролась за вызволение из-за "железного занавеса" своей дочери с семьей Кция Павловна, ее родная сестра. Вместе с другими родителями отказников она выступала с трибуны Кнессета, ездила в США и другие страны, призывая мировую общественность выступить против насильственного удержания евреев.

Я познакомилась с Кцией Ратнер за три месяца до ее кончины. Ей трудно уже было передвигаться по квартире, однако она с этим справлялась. Слушала собеседника с помощью аппарата. Периодически ей делали сложные, болезненные процедуры, она стоически терпела. И какой же сильный дух, глубокий интеллект жив в этом немощном теле! Она спешила завершить свои семейные хроники, понимая, что времени остается мало. Однако не сомневалась, что успеет. "Мама не думала и не говорила о смерти, - утверждала Юля, - у нее были такие планы на наступающий год!"

Не знаю, на чем прервалась московская глава повести - изложена ли там драматическая история старшей дочери и ее семьи - как они попали в глухой отказ на 12 лет, как Юля едва не лишилась жизни.

Родители отказников не зря предупреждали общественность Израиля и других демократических стран, что жизни их детей грозит прямая опасность. Это не было гиперболой...

Помните, как в ответ на наглый произвол, чинимый над абитуриентами-евреями на мехмате МГУ, была организована тайная - на частной квартире - пресс-конференция для иностранных журналистов, аккредитованных в столице СССР? Это сделали Юля Ратнер и ее муж Леонид Бялый - родители Миши Бялого, нынешнего 37-летнего доктора математики Тель-Авивского университета. Западные репортеры собрались тогда у них дома. Это Юля отправилась на прием к декану мехмата Кострикину, члену-корреспондену АН СССР, между прочим, и задала ему простенький вопрос: "Чем объяснить, что еврейские ребята, медалисты и лауреаты олимпиад, провалились на экзамене по математике?" И получила незатейливый ответ: "Я не допущу на свой факультет ни евреев, ни татар!" Академик-антисемит не догадывался, что в сумочке разгневанной еврейской мамы был включенный магнитофон, и что его беспардонное заявление прозвучит сперва на домашней пресс-конференции в Москве, а затем будет озвучено "вражескими голосами" на весь мир.

Опасаясь, видимо, что круги от камня, брошенного в тухлое болото застоя, слишком далеко разойдутся, еврейских вундеркиндов быстренько созвали в МГУ на "переэкзаменовку" и тут же зачислили.

Перед заграницей вроде бы срам прикрыли. Но уж на своих правозащитниках отыгрались! Кого в заключение отправили, кого в ссылку, а Беллу Мучник, талантливейшего педагога и еврейскую диссидентку "случайно" сбил автомобиль, насмерть. Автокатастрофа - тоже случайно?! - настигла и Юлю Ратнер. Она отправилась на такси провожать на постоянное место жительства в Израиль вдову своего дяди, Лею. Посадила старушку рядом с водителем, а сама устроилась сзади. И вдруг странное ЧП на скоростном шоссе: ломая парапет, рванул на такси со встречной полосы грузовик. Тетю Лею убило наповал. А Юля с множественными переломами целый год обреталась в больнице. Солидарность отказников помогла ей выжить. Но тяжелое увечье серьезно затрудняет жизнь и по сей день. Человек щепетильный, Юля Ратнер не считает возможным прямо назвать то ЧП заказным покушением - не доказано. Ибо никто и не искал доказательств. Однако... Почему из багажа, возвращенного дорожной милицией сыну покойной Леи, исчезли бумаги - документальное подтверждение того, о чем шла речь на пресс-конференции в защиту еврейской молодежи от антисемитизма?

Жаль, если Кция Ратнер не успела рассказать эту историю в незавершенной третьей главе своих хроник. Возможно, она заключила бы московский период повествования эпизодом торжественной встречи в аэропорту Бен-Гуриона многолетних отказников, своих близких - Юли с мужем, их старшего сына Миши с семьей и младшего Саши. На календаре тогда был 1988 год. А может быть, эту долгожданную встречу она поместила бы уже в следующую, последнюю главу - "Эрец Исраэль". Увы, Юля не застанет в живых отца, профессора Евсея Иделевича Ратнера, любимую тетку Рахель Марголину. Ее младшая сестра Марина к тому времени уедет из Израиля в США по приглашению престижного университета Беркли, станет выдающимся математиком, академиком. Нам теперь не дано узнать, чем наполнила бы последние полторы главы своей книги Кция Павловна, светлая ей память.

Но и в том, что уже вышло из-под ее пера, много интересного, значительного. Например, рассказ о дедушке Янкеле Элиягу Ривкине, лесопромышленнике и домовладельце, который в конце прошлого века основал в Минской губернии местечко Осиповичи, где первую усадьбу построил для своей семьи. Там-то и родилась его внучка Кция. Ей исполнилось два года, когда родители перебрались в Вильно. Отец, Шрага Файвл Марголин занялся издательским делом - стал выпускать первую и единственную в России газету на иврите "А-зман", имевшую четкую сионистскую направленность. Когда первая мировая война привела в город немцев, Марголину пришлось поменять язык и название своей газеты - на идиш выходила уже "Лецте Найс". Об уровне той еврейской периодики можно судить по именам авторов, которых привлек Марголин: Шолом-Алейхем, Хаим Нахман Бялик, Иегошуа Равницкий, Моше Кульбак и другие.

Отец рассказывал Кции, что ее редкое имя взято им из ТАНАХа - так звали вторую дочь Иова.

Род Марголиных, по семейным преданиям, имеет общие корни с еврейским мудрецом Элиягу бен-Шломо Залманом, известным как Гаон Виленский. По крайней мере, выдающиеся математические способности, его отличавшие, присущи и представителям разных поколений семейного древа Кции. Папа Шрага-Файвл, по ее рассказам, поражал окружающих умением быстро делать в уме сложнейшие расчеты. О ее внуке, докторе математики Мише Бялом мы уже рассказали. Его мама Юля тоже пыталась поступить на мехмат МГУ. Но ее абитуриентство пришлось на 1952 год, один из самых опасных для советских евреев, и ей, серебряной медалистке, имевшей родственников в Израиле, пришлось переориентироваться на Горный институт. Крупным ученым-математиком, как сказано выше, стала младшая дочь Кции Марина, ныне гражданка США.

Немало важных событий в жизни семьи пришлось на берлинский период, которому посвящена вторая глава хроник. Кция, тогда 17-летняя выпускница еврейской реальной гимназии Вильно, приехала в Германию с отцом в июле 1923 года. А вслед за ними приехала мать с дочерьми. Ципорой и Юдит. К тому времени в Берлине уже жила дочь Марьям и сын Аминодав. С началом в России революции покинули отчий дом и отправились "строить новую жизнь", став советскими гражданами, старшие дети Авраам и Рахель Марголины.

И уже никогда не соберется эта семья воедино. Только спустя 40 лет, Кции и ее мужу профессору Евсею Ратнеру удалось выбраться из Москвы в Палестину. Родители до этой поры не дожили.

Кция Павловна Ратнер издала в Израиле сборник своих стихов на идиш. На русском языке вышла небольшая книжка "Рахель Павловна Марголина и ее переписка с Корнеем Ивановичем Чуковским", подготовленная Кцией и Ципорой, сестрами Рахели. Безусловно, и семейные хроники Кции Ратнер - пусть недописанные - нашли бы благодарного читателя и в Израиле и за его пределами.

Оригинальный текст: Белла Кердман. Недописанная книга Вестник.ком
_ _Press go button to proceed with your subscription request          Это ссылка на домашнюю страницу МойРеховот на Русском языке  Это ссылка на домашнюю страницу МойРеховот на Иврите  Это ссылка на домашнюю страницу МойРеховот на Английском языке  Устали от первого русского израильского радио? Хотите аутентичный русский российский радио контент. Жмите здесь, выберайте волну, и слушайте на здоровье!  Устали от израильского 9ого канала ТВ Израиль+? Но Вы не подписаны на Yes или Hot. Не беда! Жмите здесь, и выбирайте какнал русского ТВ вещания! Смотрите на здоровье!
Посетите Google Scholar, новый раздел для поиска учебной литературы _
Дом | Портал Реховот.org | Архив | Доска Реховота | Доска Израиля | Жилье | Реклама | Гастроном | Цветы | Авторынок | БизСправка | Форум | Биржа труда | Культ.жизнь | Любовь | Одноклассники | Ветеран | Дети | ТВ | Спорт | Афиша-Касса | Книга Памяти