Мой Реховот (ISSN 1817-101X)

Что, где, когда. По секрету всему свету. Городской Журнал обо всем чем хочется поделиться и услышать совет.

!Опубликуй свою новость без купюр и редактуры, Подробнее... Билеты в театр онлайн за наличные у нас!
Дом | Портал Реховот.org | Архив | Доска Реховота | Доска Израиля | Жилье | Реклама | Гастроном | Цветы | Авторынок | БизСправка | Форум | Биржа труда | Культ.жизнь | Любовь | Одноклассники | Ветеран | Дети | ТВ | Спорт | Афиша-Касса | Книга Памяти
_ _Press go button to proceed with your subscription request          Это ссылка на домашнюю страницу МойРеховот на Русском языке  Это ссылка на домашнюю страницу МойРеховот на Иврите  Это ссылка на домашнюю страницу МойРеховот на Английском языке  Устали от первого русского израильского радио? Хотите аутентичный русский российский радио контент. Жмите здесь, выберайте волну, и слушайте на здоровье!  Устали от израильского 9ого канала ТВ Израиль+? Но Вы не подписаны на Yes или Hot. Не беда! Жмите здесь, и выбирайте какнал русского ТВ вещания! Смотрите на здоровье!
Посетите Google Scholar, новый раздел для поиска учебной литературы _
Отличный новый Дом хлеба в Реховоте – рядом с почтой на улице Герцль
Радио Юность Россия. Слушайте радио Вашей Юности. Включите его своим детям. Жмите на логотип этой волны, Мой Реховот никуда не денетсяРусское Радио Прямой Эфир - Жми здесь и наслаждайся!Радио России онлайн вещание. Здесь и сейчас!Скажите, что Вы его не помните. Послушайте Радио Вашего детства! Одни позывные чего стоят! Жмите на логотип МаякаРадио Максимум. Интересные программы для думающих и отдыхающих людейХит FM - Московское радио в Вашем Израильском офисе, доме. Легко!Не забыли такой бренд? Первое стерео УКВ радио волну популярной музыки умирающего совка? Слушайте сейчас, не выходя с сайта Мой Реховот!Хорошее российское радио. Музыка, новости, аналитика. Здесь и сейчас!Первое автомобильное радио: Дискотека 80-х, Хитпарад авторадио, Мурзилки Int., и многое другое. Здесь Интересно!

пятница, февраля 23, 2007

К Дню Рождения Города: Очерк о Истории Реховота

Город Реховот (просторы) расположен в центре Израиля, на Приморской равнине, в 22 км к югу от Тель-Авива, в 50 км от Иерусалима, и примерно в 10 км от Средиземногого моря.

Город начал строиться на землях, которые в турецких документах назывались Кирбет Дуран, такое имя с давних пор этим землям дали кочевники. Когда-то эти земли принадлежала богатому еврею по имени Дорон, это же имя упоминается в римских, византийских и в арабских источниках периода Мишны и Талмуда (2-й век нашей эры).

Древние поселения со временем были разрушены, и превратились в развалины (хурвот), которые еще некоторое время называли Хурвот Дорон, но затем забылось и это, и появилось новое название Кирбет Дуран, а на английских картах 1878 года и просто Кирбет.

Кирбет был далеко не первым местом на земле, откуда пришлось уйти евреям, время стерло их следы и только древний колодец, вырытый еще во времена Дорона, напоминал о них. Вода в пустыне – это жизнь, и бедуины, кочующие по пустыне, старались сохранить этот колодец от разрушения.

К 19-му веку, под давлением турецких властей, бедуинский род (хамула) Зарнуга осел неподалёку от колодца и основал деревню, другой же бедуинский род Сатария продолжал кочевать, время от времени появляясь у колодца, и заявляя свои права на воду. Вскоре у этой, заброшенной и запущенной земли появился новый хозяин, живущий в 20 километрах, на берегу моря в городе Яффо.

Он приобрёл её у турецкого наместника, заплатив выкуп. Это был араб-христианин по имени Рок. В праздники дородный эфенди Рок в белом европейском костюме и в красном головном уборе с кисточкой (тарбуше), опоясанный под пиджаком кушаком (гезимом), с торчащим кинжалом (хонджар) оправленным серебром, посещал свои земли, где его с уважением принимали, как у Зарнуги, так и в палатках рода Сатария, если они в это время останавливались в Кирбет Дуран.

Бедуины знали, что эфенди Рок хозяин земли, и воспринимали его, как представителя турецких властей, с жестокостью которых были хорошо знакомы и поэтому боялись и задабривали его. Угощения, кальян, неспешная беседа – годилось все, лишь бы Рок, снизил подати и подношения, таким образом, он возвращал свои капиталовложения в эти земли. Все это, по общему согласию, продолжалось долгие годы.

Пока в Палестину из далекой Европы не стали приезжать евреи, и среди них уроженец Украины Иегуда Лев с семьей – будущий основатель, города Ришон ле-Циона (первый в Сионе), который сегодня расположен в десяти километрах от Реховота.

Сын Иегуды, Иегошуа Лев, взявший себе фамилию Хенкин, стал одним из лидеров сионистского движения, и всю свою жизнь посвятил делу возвращения земель Палестины в еврейскую собственность, он также способствовал организации поселенческого движения. На Украине Хенкин окончил хедер и семь классов русской гимназии, тогда же вступил в революционную народническую организацию. Из-за волны еврейских погромов 1881-82 гг. в России семья по инициативе отца в 1882 г. переехала в Эрец-Исраэль.

Иегуда, вместе с Иегошуа, на деньги барона Эдмонда де Ротшильда купили у арабов землю, где и основали небольшое еврейское поселение, что очень не понравилось турецким властям. С одной стороны турецкие власти, а с другой – не всегда правильная политика и произвол чиновников барона Ротшильда, вынудили Иегуду и Иегошуа выступить против всего этого, за что они и были изгнаны из поселения.

Они обосновались в селе Гедера вблизи современного Реховота. После смерти отца Хенкин продолжал активно собирать средства и выкупать у арабов земли, благодаря этой деятельности Хенкин овладел арабским языком, освоил арабские обычаи и традиции, смог установить контакты, а часто и дружеские отношения с турецкими чиновниками.

Первым крупным самостоятельным шагом Хенкина стало приобретение в 1890 году нескольких тысяч дунамов земли, на которых вскоре был основан город Реховот. На десятках тысячах дунамов земли, выкупленных им в прибрежной полосе в следующем году, вырос город Хадера. Затем началась многолетняя изнурительная борьба Хенкина за Изреэльскую долину. Лишь в 1909 году, после многих финансовых потерь и неудач, в значительной мере связанных с запретом турецких властей селиться и покупать землю в Эрец-Исраэль евреям из России и Румынии, ему удалось осуществить свою мечту.

В годы 1-й мировой войны Хенкин был выслан турецкими властями в город Бурса в Турции под предлогом, что его деятельность в Эрец-Исраэль, особенно в военное время, подрывает устои Османской империи. После возвращения из ссылки Хенкин продолжал выкупать земли во многих районах страны, но основные усилия сосредоточил на Галилее, где он, в частности, приобрел почти все побережье Хайфского залива, значительную часть горы Кармель и другие участки земли в Хайфе, которую он тоже мечтал видеть еврейским городом.

Бескорыстная и подвижническая деятельность Хенкина по возрождению еврейского присутствия в Эрец Исраэль снискала ему уважение и признательность в стране и в еврейских общинах всего мира. В 1934 г. ему было присвоено звание почетного гражданина Тель-Авива, его именем названо сельхозпоселение в Изреэльской долине, а также улицы в городах Хайфе и Афуле. В честь его жены – Ольги Хенкиной (1852-1942), одной из первых в Эрец-Исраэль дипломированных акушерок, было названо поселение (ныне район города Хадера) Гиват Ольга.

Будущий город Реховот, на землях, выкупленных у арабов Хенкиным и его сподвижником Иегудой Гуром, вначале был небольшим сельскохозяйственным поселением, независимым от администрации барона Эдмонда де Ротшильда — почти единственным в стране в то время. Гур (Гразовский) приехал в Палестину в 1887 году, работал сельскохозяйственным рабочим, ночным сторожем, служащим, учителем. Гур был одним из пионеров преподавания иврита по методу “иврит на иврите”, то есть без обращения за помощью к другим языкам. Гур, не только преподавал и популяризировал иврит, но и переводил, в том числе романы «Робинзон Крузо» Д. Дефо, «Принц и нищий» М. Твена, сказки Г.-Х. Андерсена и другие. Его основной труд, опубликованный в 1937 году «Миллон ха-сафа ха-иврит» («Словарь языка иврит).

Эфенди Рок, прослышав о деятельности Хенкина и Гура, поспешил избавиться от земель, и продал им 10 000 дунамов. Сделка была многолюдной и состоялась, как было принято тогда, у древнего колодца. Почти сразу же 6 000 дунамов было откуплено группой сионистов из Польши, в основном из Варшавы. Группа называлась «Менуха-ве-Нахала» - «Отдых и имение». Остальные 4 000 дунамов были раскуплены «одиночками».

Один из руководителей “Менуха-ве-Нахала” Исраэль Белкинд, бывший тогда главой “Билуийцев” – молодёжного движения, возникшего в России после беспорядков 1881 года и призывающего евреев возрождать Эрец-Исраэль, на первом общем собрании поселенцев произнес речь, где процитировал на иврите: “И он двинулся отсюда и выкопал иной колодезь, о котором уже не
спорили, и нарек ему имя: Реховоф, ибо, сказал он, теперь Господь дал нам
пространное место, и мы размножимся на земле”. .

Затем Белкинд предложил назвать новое поселение - РЕХОВОТ, что на иврите просторы. Так когда-то назывался древний город в пустыне Негев, юго-западней города Беер-Шевы, основанный (по преданию) праотцем Ицхаком и просуществовавший до 4-6-го столетия византийско-хрестианского периода.

Первым делом поселенцы вырыли еще один колодец, существующий и поныне, чтобы не было конфликтов из-за воды. Он оказался в центре города - возле городского базара (шука). Одиночки, каждый на своём участке, начали обрабатывать землю, а члены группы “Менуха-ве-Нахала” вернулись в Польшу, сдав земли в аренду одиночкам, и ожидая пока первый урожай, призовёт их.

Одиночек было 31 - молодых парней и девушек. Для обработки земли они нанимали всех, кто был согласен работать вместе с ними. Отношения к арабским рабочим были добрыми, дружелюбными и многие из них работали вместе с поселенцами, приходя издалека, даже из Яффо, до которого было 2,5 часа ходьбы. Не приходили арабы только из окрестных сёл, которые ненавидели евреев, завидуя тому, как расцветает земля.

Уже в 1891 году был собран богатый урожай маслин, миндаля и фруктов. Его собирали еврейские и арабские рабочие, но, несмотря на все старания еврейских поселенцев поддерживать добрые отношения с ближайшими соседями, уже летом 1891 года поля начали разорять жители села Зарнуга. А зимой 1892 года в молодые насаждения поселенцев запустила свои стада прикочевавший род бедуинов Сатария.

Молодые поселенцы, называвшие себя “отцами города”, с позиций морали европейского еврейства, раз за разом пытались договориться с соседями-арабами, объясняя им свои намерения, но понимания не находили. Общего языка не было! Арабы-кочевники, привыкшие к тому, что их стада могут пастись всюду, считали, что это их земля, что все, что растёт на ней, включая урожаи, принадлежат им. Пришлось поселенцам охранять свои поля, и, в конце концов, пастухи перестали загонять свои стада в чужие посевы, смирились с существованием Реховота, но как оказалось впоследствии, до конца не успокоились.

К 1899 году в поселении было 293 жителя, 58 жилых домов, 3 общественных строения, 18 коровников и 1 магазин. Общественными строениями были синагога, театр и баня с парной, от которой бывшие евреи из России, несмотря на жаркий климат, отказываться не желали.

В 1904 году на территории поселения была высажена первая плантация цитрусовых (пардес). Она заняла 150 дунамов земли, принадлежавшей Залману
Минкову. Это положило начало развитию сельскохозяйственной отрасли,
которая, в дальнейшем, приобрела такой размах, что Реховот стали называть “городом цитрусовых”, а на городском гербе появилось изображение апельсина.

Первой улицей, застроенной в городе, стала улица Яков, названная в честь Якова Бройды - главы организации “Менуха-ве-Нахала”. Возле дома Авраама Дундикова, на пригорке, был установлен городской колокол, который на протяжении 40 лет использовался как городские часы. Рядом располагалась деревянная будка, в которой постоянно находился сторож – здесь распределялась почта, поступаюшая в город из Яффо. Эта часть улицы была местом встреч и прогулок молодежи, которая собиралась здесь в ожидании почты.

Дом Авраама Дундикова одного из основателей Реховота, был построен на вершине холма “Хирбат-Дуран”. Отреставрированный дом Дундикова существует и сейчас как галерея для временных выставок местных художников. Во дворе дома-музея подлинными остались лишь старые эвкалипты да садовая стена. Здесь же планируется открыть экспозиции муниципального музея истории Реховота.

В первое десятилетие жители Реховота сталкивались со многими трудностями: враждой арабских соседей, плохими урожаями, проблемами со сбытом. Главными сельскохозяйственными культурами были – виноград, миндаль и цитрусовые.

Постепенно росла и численность еврейского населения, особенно начиная с 1906 года, когда сюда стали приезжать выходцы из Йемена и заселять, основанное ими поселение Шаарим (ворота) рядом с Реховотом. Европейские евреи отличались от смуглых йеменцев не только цветом кожи, но и обычаями и одеждой, другая была национальная кухня, привычки, быт. Йеменцам даже разрешалось иметь более одной жены. Но и те, и другие были евреями, у них была одна Тора, одна вера, хотя и молились они, произнося одни и те же слова по-разному. Тогда Реховот и стал первым в Израиле поселением, в котором появились школы, где иврит преподавался в сефардском произношении.

Сефарды (сфараддим) от топонима Сфарад (Испания), потомки евреев, изгнанных в 1490-х гг. с Пиренейского полуострова. Несмотря, на то, что, выходцы из Йемена таковыми не были, но влияние религиозных авторитетов далёкой Испании сказалось и на них. Так в Йемене был признан законодательный авторитет Вавилонского Талмуда, приняты сложившиеся методы и правила изучения и комментирования Торы, а также литургии.

Длительное влияние мусульманского окружения на еврейскую общину в
Йемене привело многих тамошних евреев к гармоничному сочетанию
светских и бытовых местных обычаев, что во многом предопределило их облик. С этим они и приехали в Палестину.

Арабы были ошеломлены видом, поведением и образом жизни новых соседей, которые интегрировали, казалось, знакомые им признаки, но были чужими, поэтому некоторое время они не предпринимали нападений, а потом начали красть урожаи, уничтожать посевы, жечь леса.

В 1913 году произошло крупное кровавое столкновение между евреями, охранявшими виноградники и жителями села Зарнуга. Поселенцы с позором изгнали нападавших, и арабы Зарнуга ненадолго утихли. Но, оставались другие, в памяти которых еще всплывали воспоминания о Дар-аль-ислам (Земли ислама), где действовали только мусульманские законы, где
господствовали мусульмане, а все неверные жили в трепете.

Одним из мест, где подогревались такие настроения было Рамле - единственный город в Эрец-Исраэль, основанный арабами. Рамле был основан в 717 году в период правления халифа Сулеймана Ибн Абд аль-Малика. В 10 в. Рамле стал крупнейшим городом в Эрец-Исраэль. Немусульманское население которого жестоко пострадало во время бедуинского восстания против Египта (1024-1029г.г.).

Рамле расположен в нескольких километрах северней Реховота, и добраться туда просто. В 1921 году, после проведения праздничных религиозных весенних мусульманских церемоний у гробницы Кабр ан-Наби Салах - местного пророка, толпа арабов, подстрекаемая муллами, седые бороды которых часто пропитывались соком конопли, направилась учить пришельцев уму-разуму. Поселенцам пришлось, в который раз, применить силу и толпа разбежалась.

Но несмотря ни на что, город рос. В 1920 году в Реховоте была построена железнодорожная станция, а рядом - завод механической упаковки цитрусовых, где урожай укладывали в ящики и отправлялся в Яффский порт. Так город стал самым крупным в стране производителем цитрусовых (на его долю приходилось до 40 % всего экспорта этой культуры).

Для наведения порядка, в Реховоте в 1927 году было создано первое еврейское полицейское подразделение. Быстрое развитие Реховота началось после 1-й мировой войны, в 1932 году из Тель-Авива сюда была переведена Сельскохозяйственная испытательная станция, ныне — сельскохозяйственный факультет Еврейского университета Иерусалима. В 1934 году Хаим Вейцман (будущий президент Государства Израиль) основал в Реховоте Исследовательский институт имени И. М. Зифа.

Зиф Израэл Мозес (1889-1972), барон, британский предприниматель, филантроп и сионистский деятель, сын еврейских иммигрантов из Литвы. С 1915 года Зиф работал в английской торговой фирме «Маркс энд Спенсер» (с 1964 года был ее президентом). Совместная деятельность тесно связала Зифа с его шуринами Саймоном Марксом и Харри Сакером ближайшими друзьями Вейцмана.

В 1918 году Зиф посетил Палестину в качестве секретаря Сионистской комиссии. В 1934 году на средства семьи Зиф был основан в Реховоте исследовательский институт имени их сына Даниэля Зифа, на базе, которого в 1949 г. был основан крупнейший в стране Научно-исследовательский институт имени Хаима Вейцмана.

Сейчас это крупный учебный и научный центр мирового значения. В 1948 году Хаим Вейцман стал первым президентом Государства Израиль. Он, в 1936 году на территории института по проекту архитектора Ариэля Мендельсона построил дом, который получил название “Дом президента”. После смерти Хаим Вайцман и его жена Вера были похоронены в парке возле дома. В 1978 году дом и парк стали музеем-памяти Хаиму Вейцману «Яд Хаим Вейцман».

Кроме института им. Вейцмана, в Реховоте также были созданы Школа изучения питания, Институт биологических методов борьбы с вредителями сельхозкультур и Израильский институт вина, Центр исследований городского и сельского заселения страны, комплекс «Яд ла-баним» с постоянной выставкой, посвященной истории Хаганы в Реховоте, и памятником павшим. Все это дало повод назвать Реховот городом культуры и науки. Добавились и новые символы на гербе города - изображение книги и микроскопа.

В 1950 году население Реховота достигло 18 тыс. человек, Реховот получил статус города. Разрастаясь, Реховот включил в себя несколько соседних поселений, таких как Шаараим, Марморек, Кфар-Гвирол, Зарнука, Хавацелет и Ошйот. В последние годы вырос новый заводской район Кирьят-Мада, в котором действуют наукоемкие предприятия, такие как: фабрика «Эл-Оп». Ныне Реховот фактически входит в мегаполис с центром в Тель-Авиве. Его население составляет - 102 000 жителей, где 28% составляют дети и подростки до 18 лет.

Городские власти постоянно следит за развитием города, стараясь регулировать его планировку и архитектуру и демографический состав. Две гимназии города за последние 15-20 лет постоянно занимают первые места в Израиле по количеству учеников, получивших аттестат зрелости (багрут). В городе развернута сеть образовательных кружков с целью реализации и развития детского творчества.

Существует физико-математическая школа “Мофет”. Когда в школе была команда, участвующая в международных олимпиадах по физике и математике, то она неизменно занимала с 13 по15 места, в то время, как остальная часть сборной Израиля, оставалась далеко за 25-м местом. Общая тенденция этой школы - дойти до каждого способного ученика, вне зависимости от места жительства и положения родителей.

В городе работает “Хавайеда” - научный центр, на базе учебного проекта “Перах”, где проводится обучение отстающих детей, это прекрасный научный и технологический центр. “Хавайеда” создает экспозиции, на которых можно ознакомиться с достижениями учеников в области оптики, электричества, гидродинамики, механики и т.д. Это работающие экспонаты, также действует ряд лабораторий, в которых проводятся различные эксперименты.

В городе работает 4 спортивных комплекса с бассейнами, комнатами культуризма, парными, теннисными кортами, множество спортивных залов и пр. В самом большом спортивном комплексе “Вайсгал”, новым репатриантам предоставлена возможность, в первый год пребывания в стране, бесплатно пользоваться всеми услугами, предоставляемыми спортивным комплексом.

Как это ни странно, но выращивание и сбыт цитрусовых, до сих пор имеет большое значение в экономическом развитии города. Правда, сейчас резко упал экспорт цитрусовых в натуральном виде, но растут объемы их переработки. В промышленной зоне Реховота расположено множество заводов по переработке цитрусовых. Здесь производят различные соки, концентраты, джемы, конфитюры и т.п. Готовая продукция доставляется в порт города Ашдод.

В последние годы в городе большое развитие получила фармацевтическая промышленность, отрасль, требующая высоких технологий и высокой культуры производства. Также здесь много предприятий по производству различных изделий из пластмассы – от бутылок до мебели. Имеются и металлообрабатывающие заводы и фабрики.

Source: israel-rest.org.ua

Ярлыки:

_ _Press go button to proceed with your subscription request          Это ссылка на домашнюю страницу МойРеховот на Русском языке  Это ссылка на домашнюю страницу МойРеховот на Иврите  Это ссылка на домашнюю страницу МойРеховот на Английском языке  Устали от первого русского израильского радио? Хотите аутентичный русский российский радио контент. Жмите здесь, выберайте волну, и слушайте на здоровье!  Устали от израильского 9ого канала ТВ Израиль+? Но Вы не подписаны на Yes или Hot. Не беда! Жмите здесь, и выбирайте какнал русского ТВ вещания! Смотрите на здоровье!
Посетите Google Scholar, новый раздел для поиска учебной литературы _
Дом | Портал Реховот.org | Архив | Доска Реховота | Доска Израиля | Жилье | Реклама | Гастроном | Цветы | Авторынок | БизСправка | Форум | Биржа труда | Культ.жизнь | Любовь | Одноклассники | Ветеран | Дети | ТВ | Спорт | Афиша-Касса | Книга Памяти