Что Такое Еврейская Пасха и Холь Га-Моед?
Холь га-моэд. Праздник Песах продолжается семь дней. Первый и седьмой из них называются (йом-тов) - праздник. Порядок первого дня Песаха мы разобрали до известной степени подробно. О последнем, седьмом, дне будет сказано ниже. Что же представляют собой промежуточные, со второго по шестой, дни? Они называются — (хол а-моэд). И в этом названии заключена суть. Хол — "обычный", моэд -"выделенный", "предназначенный” То есть это как бы обычные дни, предназначенные для разного рода праздничных занятий. Прежде всего, надо отметить, что в хол а-моэд Песах действуют законы о хамеце — он совершено запрещен. Кроме того, в дни холь а-моэд, как правило, не работают и не решают деловых вопросов (хотя, в принципе, это и не запрещается). Не выполняют и домашнюю работу – стирку, уборку дома и т.д. Приготовление пищи, естественно, дозволяется. Что же делают в Песах? Используют свободное время для более глубокого изучения Торы. Проводят больше времени с семьей. Ходят в гости. Путешествуют по земле Израиля. Те, кто не живет в Иерусалиме, стараются посетить этот единственный в своем роде город, в глубоком духовном смысле — столицу мира. Седьмой день Песаха — символ завершения Исхода. Седьмой день — снова йом-тов, "полный" праздник. Что же мы празднуем? В ночь на 21-ое Нисана, на седьмой день после Исхода, еврейский народ вышел на берег Красного моря. Сзади наступала хорошо вооруженная и обученная египетская армия во главе с фараоном, ожидавшая только рассвета, чтобы "вернуть" беглых рабов. Впереди — море. Сердца людей, еще недавно живших рабской жизнью, сжались в страхе. Да и надежды не было: отборные воинские части знали свое дело. Но Всевышний сказал Моше: евреи должны перейти море. И народ пошел. Точнее, все происходило так, как обычно происходит при большом скоплении людей: сначала только один пошел в воду, затем двинулось одно из двенадцати колен, за ними — остальной народ, все двенадцать колен. И вдруг море расступилось, словно чья-то рука рассекла его на двенадцать проходов, обнажив в каждом из них сухое (!) дно. А египтяне? Когда солнце поднялось выше, они увидели эти двенадцать проходов и устремились за евреями. Но дно под их колесницами неожиданно оказалось вязким... Колеса стали застревать, а к этому времени евреи уже вышли на другой берег. Когда же они обернулись, то увидели блестящую армию фараона, борющуюся с песком. И тогда воды моря сомкнулись... После всех десяти казней, обрушившихся на Египет, после неудержимого стремления евреев к свободе египтяне имели время и возможность осмыслить устройство мира, осознать, Кто правит им, понять, чего Он хочет от человека. Но египтяне совершили ошибку, не раз повторяемую и после них. Они решили "перекроить" историю по-своему. Они решили, что колоссальная сила и всевозможные науки, эта "идеологическая надстройка", эти "измы" — обеспечат им власть над миром и возможность управлять миром по законам, противоречащим Воле Всевышнего. Они не воспользовались отпущенным им временем. Они ничего не поняли. И, подняв руку на еврейский народ, а на самом деле — на самого Творца мира, они погибли этой ужасной смертью.
• После праздничной вечерней молитвы (маарив) происходит праздничная трапеза. Ее порядок мы уже знаем: кидуш, нетилат ядаим , благословение на мацу, в конце — биркат га-мазон .
• Утром молитва в синагоге напоминает первый день Песаха. Но есть и отличия. В частности, Галель читают не полностью, опустив два отрывка. Почему?
В седьмой день мы празднуем окончательное освобождение. Но главным событием того дня была гибель египтян. Безусловно, они сами выбрали себе такую судьбу. Это они хотели нас уничтожить. И справедливо наказаны. Но египтяне — тоже творение Всевышнего. Им, как и каждому человеку, был дан большой потенциал, большие возможности. И мы не можем считать нашу радость ничем не омраченной. Поэтому текст Галеля читается не полностью. Это поучительный пример еврейского взгляда на мир.
• После синагоги дома совершается кидуш и праздничная дневная трапеза.
• В субботу, которая приходится на неделю празднования Песаха, в синагогах (утром, после чтения Торы) читают (Шир а-ширим) — Песнь песней — одну из книг Танаха. Ее написал царь Шломо (Соломон), сын царя Давида. В ней раскрывается — в аллегорической форме — глубинная суть, внутренняя пульсирующая напряженность и великая красота взаимной любви еврейского народа и Всевышнего.
• Семь дней праздника Песах подходят к концу. С наступлением вечера делают (авдалу), разделение между праздничным днем и буднями. Берут бокал вина и после благословения на вино произносят:
"Благословен Ты, Всевышний... разделивший между возвышенным и будничным, между светом и тьмой, между Израилем и другими народами, между днем седьмым (субботой) и шестью днями Творения...""
Оригинальная публикация: Песах. Газета Кармиэль (просмотрено 23 апреля 2005) [Весь Текст]
0 Comments:
Отправить комментарий
<< Home